I. Общие положения
1.1. Настоящий кодекс профессиональной этики работников учреждений культуры (далее - Кодекс) представляет собой свод основных базовых ценностей, норм и принципов, связанных с реализацией работниками учреждений культуры (далее – библиотечных работников) основных направлений государственной политики в сфере библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей при исполнении своих профессиональных обязанностей.
Правовую основу Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие федеральные законы, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации.
1.2. Настоящий Кодекс служит целям:
- установления этических норм и правил служебного поведения библиотечных работников для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности;
- регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений библиотечных работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
- выработке у библиотечных работников потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;
- обеспечения единых норм поведения работников библиотек.
1.3. Настоящий Кодекс, как свод основных базовых ценностей, профессионально-этических норм и принципов, выполняет следующие функции:
- содействие формированию ценностно-этической основы профессиональной деятельности и взаимоотношений в коллективе;
- обеспечение гарантий осуществления прав граждан в сфере культуры;
- содействие повышению профессионального авторитета культурной среды в обществе;
- определение профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
1.4. Положения настоящего Кодекса обязательны для работников учреждений культуры, подведомственных отделу культуры администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области и являются составной частью их должностных обязанностей.
II. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
2.1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
- профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу;
- кодекс профессиональной этики– это свод норм подобающего поведения для библиотечных работников;
- материальная выгода– приобретение, которое может быть получено работником, его близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения и которое можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- личная выгода – заинтересованность работника, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей;
- конфликт интересов – ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнение работником должностных обязанностей;
- коррупция– злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
- конфиденциальная информация – документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе персональные данные граждан Российской Федерации, и которая стала известна работнику в связи с исполнением должностных обязанностей.
III. Основные принципы профессиональной этики библиотечных работников
3.1. Деятельность библиотечного работника основывается на следующих принципах профессиональной этики:
- соблюдение законности;
- приоритет прав и интересов граждан;
- исполнение должностных обязанностей добросовестно и на профессиональном уровне;
- соблюдение правил делового поведения;
- проявление лояльности;
- добросовестность;
- конфиденциальность;
- справедливость;
- объективность;
- беспристрастность;
- соблюдение общих нравственных норм.
IV. Основные этические ценности библиотечного работника
4.1. Основными этическими ценностями работников при осуществлении своих должностных обязанностей являются:
- человек и общество;
- развитие и самореализация личности;
- признание основополагающей роли культуры в гуманизации общества, в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов.
Библиотечный работник:
- способствует сохранению, развитию и распространению культуры;
- признаёт ценность каждого человека и неотъемлемость его права на культурную деятельность, на гуманитарное и художественное образование, на приобщение к культурным ценностям и на их доступность;
- содействует гражданам в приобщении детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремёслами;
- способствует созданию условий для всеобщего эстетического воспитания, самореализации талантов, развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
- содействует созданию произведений, способных воздействовать на нравственное воспитание детей и молодёжи;
- развивает личный творческий потенциал;
- демонстрирует уважение к людям, воздерживаясь от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера, проявления грубости, пренебрежительности, заносчивости, предвзятости, не допуская угроз, оскорбительных выражений (действий), препятствующих нормальному общению.
4.2. Профессиональные ценности библиотечного работника подразумевают:
4.2.1. Ценности, общие для всех отраслей культуры:
- этическая ответственность перед профессией – отстаивание и защита достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии культурной деятельности;
- содействие формированию и развитию культуры, позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
- создание условий для развития творческой культурной сферы и обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам Михайловского района;
- профессиональная коммуникативная компетентность;
- потребность в самореализации, самоутверждении и самосовершенствовании личности.
4.2.2. Основные ценности культурной деятельности:
- создание условий для участия и самореализации граждан в самодеятельном народном творчестве, промыслах и ремёслах;
- развитие и сохранение инновационных форм культурной деятельности;
- содействие социализации и развитию информационной культуры личности, формированию гражданского сознания.
V. Общие правила поведения во время исполнения работником должностных обязанностей
5.1. Библиотечный работник обязан придерживаться следующих правил поведения при исполнении своих должностных обязанностей:
5.1.1. Исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне, с обязательным соблюдением законности, в целях обеспечения эффективной работы в сфере культуры и реализации возложенных на него задач.
5.1.2. Соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих ценностей.
5.1.3. Осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего муниципального учреждения.
5.1.4. Отсутствие предпочтения каких-либо профессиональных или социальных групп и организаций, независимость от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.
5.1.5. Исключение действий, связанных с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
5.1.6. Проявление корректности, внимательности, доброжелательности и вежливости с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, должностными лицами, коллегами и подчиненными.
5.1.7. Проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России, к культурным и иным особенностям различных этнических, социальных групп, содействие межнациональному и межконфессиональному согласию.
5.1.8 Стремление к развитию партнёрских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию учреждений культуры и повышения их социальной значимости.
5.1.9. Недопущение поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей работником, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации работника и (или) авторитету учреждений сферы культуры.
5.1.10. Выполнение должностных обязанностей обдуманно, честно, тщательно, добросовестно.
5.1.11. Ежедневный личный вклад в создание в учреждении открытой и дружелюбной атмосферы и в формирование у потребителя услуг благоприятного впечатления об учреждении.
5.2. Работники, должностные обязанности которых, предусматривают участие в сфере государственных закупок, в целях предотвращения проявления коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должны создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечения объективности и прозрачности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
5.3. Работник библиотеки не имеет права:
злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, в том числе имеющим коррупционную направленность;
вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом, во время исполнения должностных обязанностей.
5.4. В служебном поведении работник библиотек воздерживается от:
высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
VI. Обращение со служебной информацией
6.1. С учетом основных положений Федеральных законов от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении культурно-досуговых учреждений области, библиотечный работник может обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных действующим законодательством.
6.2. Библиотечный работник, при наличии у него права доступа к конфиденциальной информации, обязан соответственно обращаться с этой информацией и всеми документами, полученными во время исполнения или в связи с исполнением своих должностных обязанностей, а также принимать меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, которая ему стала известна и за которую он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.3. Работник не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения своих должностных обязанностей или в связи с ними.
VII. Обращение с вверенными финансовыми средствами, материально-техническими и иными ресурсами
7.1. Осуществляя свои должностные полномочия, библиотечный работник должен управлять с пользой, эффективно и экономно вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, которые не могут им использоваться для личных целей.
7.2. Исходя из необходимости строгого соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и в целях предотвращения проявления коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, работникам запрещается:
при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг вступать в какие-либо переговоры с потенциальными участниками размещения заказов;
создавать какими-либо действиями преимущественные условия для определенного круга участников размещения заказов, в том числе для близких родственников должностных лиц;
использовать должностное положение вопреки законным интересам учреждений культуры Михайловского района и государства в целом в целях получения материальной или личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
VIII. Требования к антикоррупционному поведению
8.1. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в учреждениях культуры библиотечный работник обязан:
воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;
действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Кодексом;
доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любом возможном конфликте интересов.
8.2. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю, который имеет право инициировать или провести проверку по факту поступившей информации.
IX. Внешний вид библиотечного работника
9.1. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
9.2. Внешний вид работника должен способствовать формированию у потребителя услуг благоприятного впечатления об учреждении.
X. Ответственность библиотечного работника
10.1. Гражданин, принимаемый на работу в учреждение культуры, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей трудовой деятельности.
10.2. Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый потребитель услуг, оказываемых учреждением культуры, может ожидать от работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
10.3. Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и поведения во время исполнения должностных обязанностей.
10.4. Анализ и оценка соблюдения положений, предусмотренных настоящим Кодексом, являются обязательными при проведении аттестации, назначении на вышестоящую должность, рассмотрении вопросов поощрения и награждения, а также наложении дисциплинарного взыскания.